Вставлю и свои 5 копеек. В свое время поиграл в несколько онлайн игр в разном составе в разном качестве и пришел к нескольким выводам.
1. Состояние игрового сообщества сильно зависит от имущественного и возрастного состава играющих в игру и в твоем клане. Т.е. игры с абонентской платой лучше фри2плей, в фри2плей играх приятнее играть с игроками донатящими. Не потому что они сильнее, а потому что имущественный ценз почти гарантирует адекватность. И не смотря на то что отношения внутри топовых кланов/гильдий порой жестче, но именно в них нет грызни из-за лута/денег отравляющей маленькие "гильдии друзей".
2. Есть три игры - игра в мир, подъем до топа и игра на топе. Это всегда разные игры. Большая часть виденных мной ЛитРПГ психологически - подъем до топа, реже игра в мир. Игры на топе я еще ни разу не видел, возможно потому что редко кто из играющих на топе имеет время на то чтобы писать. Это действительно разные игры и разное ощущение от людей вне зависимости от игры. Проблемы PK характерны для подъема до топа. На топе если тебя убили и ты человека не знаешь то первое что сделаешь это удивишься. В зависимости от игры к топу ты учишься либо не умирать, либо умирать - в любом случае психологически тебя пробить трудно. С точки зрения младших уровней и слабых игроков забавы топов могут смотреться глумлением, но как правило до них просто никому нет дела. Допустим захват города враждебной фракции топовой гильдией - вырезаться будут все, в том числе и на респауне вне зависимости от уровня, просто потому что никто не будет разбираться. И если захват длится трое суток - трое суток никто из новичков этой фракции не сможет играть. Жестко. В чем-то жестоко. Хотя захватывающая гильдия ничего лично против них не имеет, они просто удерживают город. Играть на топе приятнее, во первых тем что всегда есть с кем поговорить. Именно поговорить. Самые хорошие кланчаты в топовых гильдиях - самые интересные собеседники или там или в редких ролевых гильдиях. Во вторых у тебя есть доступ ко всему игровому контенту и о деньгах/инградиентах и многих квестовых вещах можно не думать. Их много, их кучи, их приходится выкидывать потому что гильдбанк и личный банк не резиновые. В третьих фесткилл. Фесткилл на оффе это мало с чем сравнимое ощущение. Мы это сделали. На этом фоне действительно плевать если на фарме тебя прибили. Будут наглеть, всегда можно подтянуть своих ДД и устроить локальный геноцид, а если разок прибили черт с ними - топовый эквип как правило привязан к учетной записи и непобираем в подавляющем большинства онлайн игр, а всего остальное не жалко. Игра в мир тоже комфортна - исследование, отыгрыш роли - особенно если найти гильдию единомышленников. Наиболее психологически тяжела игра в подъем до топа - то что чаще всего описывает ЛитРПГ, именно там сидят нагибаторы, ПК и их жертвы. Причем очень многие умудряются застрять в этом состоянии перманентно. В свое время разобидевшись на главу гильдии я собрал гильдию из таких людей. Ничего в итоге не вышло, по крайней мере для меня. Нельзя вытянуть в топ людей не желающих этого. Одеть и все выдать недостаточно. И наоборот. В другом проекте сложилась гильдия хороших игроков, но игрок собравший их не знал механики, не мог вести к цели, но собрал шикарную команду новичков в этой игре, но сильных игроков. Через три месяца мы были второй гильдией сервера. Почти не спали, но это было прекрасно. К чему весь этот поток текста - отношение к игре во многом определяет комфортность игры. Об одной и той же игре на одном и том же сервере один игрок напишет "все №;%:, играть невозможно", а другой - "замечательное и вежливое сообщество".
3. Внешний мир влияет на игру слабее чем это принято считать. Человек существо социальное, огромное влияние на поведение игрока в сети оказывает его игровое окружение. Именно оно во многом формирует поведение игрока, особенно игрока начинающего. Хотя игрок склонен выбирать роль в соответствие с внешними установками попадание в клан часто случайно, а клан порой сильно меняет игрока.
4. Нуб это не уровень. Нуб это состояние души. Можно быть главой топового клана и оставаться нубом и наоборот быть топом с первого уровня. То чего нет почти ни у одного автора ЛитРПГ - понимания чем отличается нуб от топа.
5. Реальные деньги портят отношения. Это ерунда. Портит людей желание реальных денег. В одной игрушке идиотской ночной атакой потеряли флот на 30.000$. Ждали нас там. На отношения не повлияло никак, пошли строить новый. Зато много раз видел крохоборов "зарабатывающих" в онлайн играх 30-50$ в месяц - люди довольно неприятные. И что самое смешное из них никогда не выходит тех кто реально зарабатывает в игре.
6. Игра на топе выматывает. Да это реалистчно. Хотя на продуктивности в реале не сказывается. Более того у меня периоды запойной игры совпадали с высокой эффективностью на работе. Спишь по таймеру часа 3-4 + сколько выйдет в метро. Потому что рейды и пофармить надо. На работе все отведенное на день делаешь за пару часов, потому что если все сделать за два часа можно еще 6 часов пофармить. Дома все дела делаются моментально. Потому что в 21:00 рейд. 7 дней в неделю. В остальное время учим тактику и делаем ачивки. Параллельно с фармом. И да, ПвП и прочий захват городов это фарм. Эффективность растет резко, ни работе ни личной жизни не мешает. Но выдержать долго нельзя. Раньше держался по году. Сейчас 3-4 месяца и год-полтора к играм не тянет. Такой вот запойный игроман. Постоянно жить в этом режиме не может почти никто. Собственно в клане всегда есть те кто на пике формы, те кто растет и ветераны постепенно уходящие из игры. Зачастую именно эти скучающие и все знающие бойцы основа силы клана. Их можно расшевелить, но интерес гаснет.
PS. К вопросу о ПК. Откопал статистику своего старого персонажа в ВоВ - персонаж ПвЕ танк, мирнейший, никогда специально ПК не занимавшийся - убито игроков 43829. О каком личном отношении к убитым может идти речь?