Ещё одна моя рецензия на творчество Михея Абевеги. На этот раз на повесть "Муайто", написанную в жанре приключенческого, боевого и героического фэнтези.
Сразу скажу, что книга для меня стала избыточно-драйвовой, хотя и читалась легко и с интересом. Не могу сказать, что повесть не понравилась мне совсем, но перебор эшна и боёвки несколько скомкал моё восприятие событий. На мой взгляд, количество схваток можно было бы и сократить.
Порадовала обложка книги. Информативная, яркая. Хотя, как я заметила, вызывающая у ряда читателей вполне закономерный вопрос. А именно, почему у книги, главный герой которой является орк, на обложке изображён какой-то человек. А всё дело в том, что Михей несколько рискованно придал этой расе, привычно воспринимаемой зеленокожими клыкастыми гигантами, вполне человеческий облик. В придуманном автором мире орки мало чем отличаются от людей, будучи лишь чуть выше, сильнее и имея красноватый оттенок кожи. Непривычно? Но что поделать, авторский произвол.
Тут ещё и с другими расами не всё привычно. Так например вместо гоблинов у михея целых два народа подобного типа.
Это коблы - чуть ниже людей, с длинными ушами, носами и острыми зубами. Вот они как раз имеют зеленоватый цвет кожи и очень вредный характер. Хотя играют в придуманном автором мире более положительную роль, чем коблитты.
Коблитты - дальние родственники коблов. Обладают ещё меньшим ростом и серым цветом кожи. Из-за своего давнего предательства презираемы всеми остальными расами мира (названия которому Михей так и не дал). Карлики, коротышки, недомерки и просто проклятый народец - очень много терминов для представителей этой расы, сильно выродившейся и деградировавшей. Однако среди калек и уродцев встречаются иногда и довольно сильные и умелые бойцы, противостоять которым придётся главному герою книги.
Третья раса - человеки. Так орки называют людей. Тут ничего необычного. И даже, как это часто бывает, человеки оркам заклятые враги. Извечные и непримиримые.
Есть и ещё одна раса, о которой часто упоминается, но с представителями которой никому (кроме нашего героя, конечно) не удаётся обычно встретиться. Настолько, что они становятся притчей во языцех и эдакими сказочными персонажами. Я сейчас о троглах - похоже, чем-то среднем между троллями, ограми и нашими ети. Огромных, волосатых и очень сильных.
Была ещё раса Древних. Но они давно покинули этот мир и теперь о них поминают лишь как об Ушедших.
Сюжет книги завязан на противостоянии молодого орка Муайто с коблиттами. Главным антагонистом является колдун этого народа, сумевший призвать иномирские магов и навлекший тем самым угрозу на свой мир.
Вот описания призванных магов, ставших для коблиттов новыми Злыми Богами в тексте тоже не хватило. Всего то и понятно, что они змееголовые. Тут минус автору. Мог бы и побольше рассказать.
Поскольку сеттинг этой повести перенесён из серии Михея "Зазеркальный квест", то узнать подробнее о тех же Ушедших, можно, прочитав книги о Ярлингах. Здесь раскрывать тайны мироздания я не буду. Кстати, для визуализации мира вполне подходит и карта из "Квеста".
Скажу лишь, что погружение в сеттинг в этой повести происходит довольно плавно и гармонично. Читатель не обременяет своё восприятие пространственными вики-данными. Вообще, повествование Михей ведёт вполне умело. Очень сочные описания и яркие выражения порой просто радуют глаз.
"Близился вечер. Сколько лиг они пробежали, только Создателям ведомо. Холмистое предгорье, давно сменившее степь, было более скудно на траву и богато на выпирающие тут и там из земли камни. Хорошо, что первый день весов давно позади. Дело к лету и до темноты еще далеко. Но и сейчас уже солнце, почти свалившееся к горизонту, ярко освещало только лишь дорогу по холмам вверх, пряча спуски в неприятную серую хмарь.
Горы впереди дыбились несокрушимыми исполинами, уткнувшимися в самое небо. Воздух стал прохладней и как будто прозрачней."
Просто ощущаешь себя бегущей рядом с героем.
Очень интересны часто применяемые термины и названия, выдуманные автором взамен обычных. Вроде как натыкаешься на незнакомые слова в тексте, но вполне понимаешь, о чём идёт речь. Создаётся яркая атмосферность "иномирского" бытия.
"Пнула валяющегося рядом коблитта, вспугнув жуж, всполошенно зароившихся над трупом гудящей тучей."
Сразу понятно, что это за жужи.
Играют на такую атмосферность и диалоги. Речь орков несколько своеобразна, но гармонична и подчёркивает самобытность этого народа.
"— Простите, Старшие, — вновь вмешался Муайто, склоняясь ещё сильнее, — мой Войко быстро найдёт след. Даже в горах. И если мы поспешим, может нагоним их и раньше. — Такай, я, наверное, всё-таки поддержу Туако с Муайто, — повернулся к военному вождю отец Арко, — и я готов пойти с ними. — Я знаю, что волки могут брать след, — раздражённо проговорил Даго. — Возможно даже этот волк не ошибётся. Но вам придётся не идти, а бежать. Долго бежать, — он с сомнением глянул на Поко. — Я не настолько стар, чтобы забыть, как быстро переставлять ноги, — ударил тот себя кулаком в грудь. — А я не настолько выжил из ума, чтоб рисковать нашими воинами, — начал злиться такай. — Мы вдвоём поведём молодых, — Туако видел, что Даго готов согласиться и именно потому сердится сам на себя. — Не переживай, такай. Старый Поко мудр и опытен. Он не даст нам наделать глупостей. Время уходит, вождь. — Хватит на меня давить, — взъярился Даго, но тут же, сдержав себя, скомандовал: — Берите руку охотников. Можете с собой и этого егозу с волком захватить, но постарайтесь вернуться целыми."
Вот тут я подошла к главному минусу книги. На мой взгляд в повести катастрофически не хватает описания быта. Мы узнаём, что племя героя, перестав быть кочевым, начинает осёдлую жизнь, хоть и продолжает жить в шатрах и заниматься выпасом животных. Но вот самого описания жизни и быта племени в книге как раз и нет. точнее, его слишком мало. А хотелось бы узнать, чем живёт племя. О его заботах и радостях.
Всё, что удаётся представить о народе орков, так это то, что быт их напоминает быт земных индейцев где-нибудь в семнадцатом-восемнадцатом веках. Так и видятся вигвамы, стоящие у реки в предгорьях.
Ещё одну особенность хочу подчеркнуть, даже и не зная ругать за неё Михея или хвалить. Для меня этот момент стал несколько спорным. Но, скорее, поругаю. Мне кажется, в погоне за самобытностью героев, автор перестарался. Его повествование ведётся в каком-то былинном, что ли, стиле. Не скажу, что это отталкивало меня при чтении, но привыкать к этому пришлось долго. Может и не гусляр словно рассказывает историю орка, а какой-нибудь скальд. Это не сильно выражено, но имеет весьма ощутимый оттенок такого полумифического сказания.
Сам герой у автора получился очень ярким и цельным. Он храбр, самоуверен. Иногда даже слишком. Он способен сомневаться и ошибаться. Он живёт по законам своего народа, хотя с точки зрения обычного человека, эти законы очень своеобразны.
Вообще, моральные принципы орков непривычны и как бы даже неправильны. Их подход к спасению своих близких в сложных ситуациях даже шокирует. Орки способны бросить слабых, чтоб выжили сильные. Потому как сильные способны потом восстановить род, дав такое же сильное потомство. А значит, слабыми можно пожертвовать, скинув, как баласт.
Возможно, какая-то логика в этом и есть, но для нашего мира такие принципы чужды. Подобные размышления жестоки и циничны. Но это размышления орка, и нам остаётся лишь принять его точку зрения. Тем более Муайто, как выясняется, вполне способен и на добрые дела, и даже на самопожертвование ради благой цели.
Что тоже поставлю в плюс Михею, так это способность выразить мысли и чувства героя. Мне постоянно приходилось сопереживать то голодающему, то замерзающему молодому охотнику. Испытывать вместе с ним боль и страх, сомнения и радость.
Правда, иногда я "путалась в показаниях". Муайто то видел в темноте, то нет. То старался перепачкаться, то отмыться. Возможно, у автора есть причины для такого непостоянства героя, но я их как-то не уловила.
Ещё мне не хватило продолжения отношений Муайто и Триски. Для меня более логичным финалом стало бы возвращение парня к своей девушке. Но тут автор как бы и выдал финальный аккорд, создав вполне яркую кульминацию истории, но и оставил финал открытым, намекая на продолжение истории. Ну а то, что история Муайто, можно сказать, только начинается, видно по прологу второй части "Зазеркалльного квеста", где мы с ним вновь и встречаемся.
Таким образом события повести "Муайто" погружают нас в предысторию событий, происходящих в основном цикле, хотя книга, как говорит автор, и "является совершенно самостоятельным произведением".
И действительно, несмотря на незавершённость дуги отношений героя с его девушкой, основная дуга сюжета - противостояние протагониста Муайто с антагонистом коблиттом-колдуном и его проклятым народцем - вполне закончена. Хотя, судя по эпилогу, не всё так просто и победа героя неоднозначна, если не сказать, что бесполезна. Тем не менее финал вышел ярким и эмоциональным.
Поэтому не могу не отметить, что в общем и целом книга Михею удалась, с чем и хочется его поздравить.