Признаки «рояля в кустах», и как с этим бороться
Альмонд Аль·30 янв в 9:13
«Рояль в кустах», кто не знает этого крылатого выражения?
Однако оно не так уж старо — появилось в 1963 году, когда Григорий Горин и Аркадий Арканов написали миниатюру «Совершенно случайно». Выражение «рояль в кустах» тотчас стало мемом и употребляется до сих пор.
Однако значение выражения старо как мир, синонимично «богу из машины», приему, который активно использовался в древнегреческом и римском театрах. Тогда уже в театрах существовали специальные платформы, похожие на современные фурки, люки и подъемные механизмы — крюки, краны (mechane), при помощи которых на сцене появлялся Бог, решающий все проблемы героев.
"]" style="text-align: center; max-width: 720px; margin: 12px 16px 0px; font-family: sans-serif; font-size: 13px; color: gray; line-height: 19px;">
Таким образом, «рояль в кустах» — это такой элемент сюжета, который читателю кажется ненатуральным, нарочитым, недостоверным. Необъясненная, неподготовленная автором случайность, внезапность.
То есть такой «рояль» создаётся только лишь для переломной сцены и больше нигде в сюжете не участвует и ни на что не влияет.
Признаки «рояля в кустах»:
►
Неожиданная помощь
Герои отчаянно сражаются со злодеями и… проигрывают. Откуда ни возьмись в самый последний момент приходит помощь (старый друг, случайный прохожий, забытый ящик с гранатами, вирус, поражающий только врагов, мамочка Рембо и т.д.). При этом ранее в книжке ни разу не упоминалось о наличии старого друга… ну и так далее, по списку.
►
Неожиданный выход
Самоотверженные герои оказываются пленниками в тюрьме, закрытыми в комнате без окон, в бункере под землею, в клетке и т.п. И — о, чудо! — обнаруживается тайный ход, ключ под ковриком, тупой охранник, ящик с гранатами в углу… В отличие от графа Монте-Кристо герои даже не пытаются проковырять лаз. А зачем?
►
Неожиданные знания, умения, навыки
Герой, попавший в жуткую ситуацию, вдруг обнаруживает у себя проснувшиеся способности: владение мечом, знание приемов борьбы чукотских мальчиков, магические заклинания в ассортименте, умения ловить рыбу при помощи собственных волос, навыки обращения с гранатами в ящике… Все это «дремало» до поры до времени.
►
Неожиданные находки
Наш герой находится в безвыходном положении. Скажем, повис на выступе скалы над бушующим морем. Подтяжки и руки — это все, что он может использовать для спасения. Но — вдруг! — в расщелине сверкнул острый осколок, ржавый нож, спрятанный парашют, прилетела птица и обронила спасательный жилет, или герой обнаружил, что упирается ногами в ящик с гранатами… хотя как тут может помочь этот ящик, непонятно.
►
Неожиданные встречи и события
Героиня отчаялась и решила самоликвидироваться — прыгнуть, к примеру, с моста. Само собой, рядом ошивается не просто прохожий, а психолог, богатый спонсор, тут же влюбившийся молодой человек, собака-водолаз. Встреча героини с другой несчастной (бомжихой, разведенкой, вдовой) круто меняет ее настроение ровно для того, чтобы успешно продолжить «нетленку». Кроме того, река обмелела (ящик с гранатами взорвался), или вода покрылась льдинами, мост неожиданно рухнул, а сообщение предателя-любимого благополучно пришло в самый последний момент.
"]" style="text-align: center; max-width: 720px; margin: 12px 16px 0px; font-family: sans-serif; font-size: 13px; color: gray; line-height: 19px;">
Однако можно ли отказывать «роялю в кустах» в праве на существование? Мир, как и судьба героев романа, непредсказуем во многих проявлениях.
Дело не в самом приеме, а в том, как он понимается и используется писателем. ► Конечно, можно заменить «рояль в кустах» на чеховское «ружье», то есть подготовить читателя к его появлению.
► Можно что-то сделать внезапным или случайным, но найти для этого нормальные объяснения.
► Можно не отрывать «рояль» от реалий мира героев, то есть сделать его максимально достоверным.
► И уж, конечно, дозировать появление «роялей», чтобы из них не состоял весь сюжет.