Ооо! Какая интересная тема. Я как человек, косвенно с ней связанный, точно могу сказать что способы "полного погружения", буду созданы в течении лет десяти. А вот когда они будут доступны, как их примет общество, правительство, и прочее, это уже отдельный вопрос.
Уважаемый Альтаир в своих пессимистических рассуждениях, допускает глубокую ошибку в самом фундаменте размышлений. Попытки полностью симулировать другой мир, через все доступные человеку органы чувств, естественно экономически нерентабельны, и далеки от реальности. Как и попытки воткнуть в мозг железку и попытаться насильно заставить мозг с ней работать.
Ошибка в том, что не нужно недооценивать физиологические и психологические возможности нашего мозга. Это не просто машина, к которой надо воткнуть новый модуль, и долго и нудно писать драйвера. Это, хех, как не смешна аналогия, но тем не менее, это ИИ. Ему зачастую достаточно просто дать возможность взаимодействия с новым модулем, и он сам напишет всё что нужно.
Сразу же маленькие новости "шёпотом". В ИЭМ имени Павлова, в СПБ, есть группа которая активно "играется" с, я думаю, многим известным "Окулусом". Причём не просто так, а наблюдая ЭЭГ игрока. После длительной игровой сессии в Скайрим (от трёх часов), несколько раз наблюдалась повышенная активность височных долей головного мозга, отвечающих в том числе за вкус и запах. Во всех случаях игрок просто расслабленно гулял по красивым пейзажам, и цитата "вдыхал удивительно свежий воздух". После первого такого "опыта", он думал что кто то пошутил, и включил кондиционер, чего понятное дело не было. И это не просто "показалось", это изменение активности мозга, как во сне грубо говоря, где мы тоже можем что то "нюхать" чувствовать "вкус" и т.д.
Там ещё на ЭЭГ интересные вещи были, но о них до выпуска статьи умолчу, а то меня друзья тапками закидают)
Это я всё к чему, скорее всего концепция погружения большее всего будет напоминать идею Лукьяненко в его "Лабиринте отражений". Человек играет в "думм", жмёт нужные кнопки и всё такое, но считает что он уже там, и поломанную кнопку огня, воспринимает как заевший спусковой крючок.
Конечно есть отельная тонна вопросов и опасений, начиная с очевидного "как это влияет на психику?" и заканчивая техническими нюансами устройства капсул для длительной игры, что бы мышцы не атрофировались и прочее.
Вообще я об этой теме могу мнооого писать, и так вон уже накатал. Но если подводить итоги:
1- Мозг сам готов к обману, излишние старания тут не нужны.
2- Технологии погружения в виртуальную реальность, будут СОЗДАНЫ (а не доступны) раньше чем многие думают.
3- О нашем разуме мы до сих пор знаем ой как мало....