Глава 3
Давно замечено, да и не только мной, наверное, что ночью в своей постели заснуть бывает гораздо труднее, чем днем в аудитории на паре. Интересно, в чем причина этого феномена?
-...причиной этому является механизм индексации. Он заключается в хешировании значения по каждому полю и занесении полученного хеша в отдельную таблицу, что значительно ускоряет проверку при сортировке или группировании значений. Однако же не стоит забывать о том, что злоупотребление хеш-индексами...
Задавал вопрос? Получи ответ. Мне иногда кажется, что нашим преподам отдельно доплачивают за умение объяснить самую простую вещь такими словами, что даже академик ничего не поймет. Умение полезное, кто бы спорил, пускать всем пыль в глаза на семинарах очень хорошо помогает, но зачем его на студентах-то отрабатывать? Еще один риторический вопрос, внятный ответ на который сможет дать разве что Всевышний. Чем забивать себе голову такими глупостями, лучше о чем-нибудь интересном подумаю. О Вальдире, например.
Вальдира... Чем больше я об этом думал, тем отчетливее понимал, какого дурака я вчера свалял. Буквально собственными руками угробил перса, которого растил почти полгода. И что взамен получил? Какого-то жреца-превращенца, о котором к тому же в официальных гайдах нет никакой информации. А я жрецом играть не умею и, что важнее, не хочу.
Вальдира очень ревностно следит за соответствием поступков персонажа его классу. Если всякие воины, стрелки, маги и воры могут в рамках своей роли творить буквально все что угодно со скидкой на эксцентричность характера, то для жрецов, паладинов и чёрных стражей игра в некоторых случаях превращается в одну большую несправедливость. Паладины, например, не имеют права никому отказывать в помощи. Вообще никому. Даже если помощи просит выползший перед тобой на дорогу десятиногий паук серо-буро-малинового цвета, а у тебя осталось десять минут на сдачу Очень Важного Квеста, дающего Обалденно Вкусные Плюшки с Невероятно Полезным Повидлом, будь любезен провалить квест и помочь пауку, потому что иначе твой перс превратиться в задохлика под гнётом дебафов, избавиться от которых очень и очень непросто. Жрецы... Ну, с ними сложнее. Всё зависит от того, какому богу они служат. Каждый бог имеет собственный набор требований к своим служителям, и не дай Бог, извиняюсь за каламбур, какой-то пункт из этого набора нарушить! Боги Вальдиры обидчивы, как маленькие дети, и злопамятны, как вредные пожилые соседки.
С другой стороны, умудрившиеся вписаться в эти условия игроки с такими классами получают серьёзные преимущества. Любой паладин сам себе танк, ДД и хил, и в большинстве случаев именно паладин составляет разницу между мёртвой и живой рейд-группой. Ну а жрец считается лучшим классом для игры соло, вне групп и кланов, так как почти не имеет слабых сторон кроме уже упомянутых ограничений, налагаемых богом-покровителем.
В общем, подводя итог всем этим размышлениям, можно сказать: для игры жрецом нужно иметь соответствующий характер. А у меня такого характера нет. Как пить дать провалю какой-нибудь обет и буду ходить с такими штрафами к характеристикам, что меня любой заяц ушами запинает. Кстати, о зайцах... Если про класс жреца Ратри нет никакой информации, надо поискать что-нибудь о навыке метаморфизма. Против превращения в зайца я ничего не имею, но вот гриб сразил меня наповал. К таким сюрпризам лучше быть готовым...
- Симпатичные узоры. У тебя весь конспект такой?
Я оглянулся на голос сидящего рядом однокурсника, потом посмотрел в свой конспект. Ну вот... Опять в задумчивости рисовал в нем всякие кружочки с палочками. Хорошо хоть не поверх записанного, а то с меня станется.
- Задумался, - с трудом разлепив губы, сказал я. Лекция уже закончилась, студенты разбредались кто куда.
- Думать вредно. От этого в голове заводятся мысли и прогрызают в мозгу извилины, - назидательным тоном озвучил однокурсник древнюю шутку. Игорь вообще любил вставлять в свою речь приколы с длинной-предлинной бородищей. Правда, надо отдать ему должное, вставлял он их почти всегда к месту.
- Мне не грозит. Нет мозгов - нечего грызть, - самокритично признал я.
- Ну да, ну да, - покивал Игорь. - Ты на историю идёшь?
- А?.. На историю? Нет. Чего мне там делать? Скучно у них.
- С тобой всё в порядке вообще? Заторможенный ты сегодня какой-то...
- Нормально всё со мной. Не выспался просто. Сейчас домой поеду досыпать, а конспект потом возьму у кого-нибудь.
- Хм. Ну как знаешь. Кстати, ты завтра к тёзке своему на день рождения идешь? Он всю группу приглашал. Кристина там тоже будет, - хитро подмигнул мне Игорь.
Вот поганец, а это-то он откуда знает? Или по мне так хорошо заметно?..
- Не знаю... Может, пойду. Если дел не будет.
- Ну ладно. Езжай досыпать тогда, неспящая красавица, - Игорь хлопнул меня по плечу и направился к выходу из аудитории.
Я откинулся на спинку стула и как следует потянулся. Неспящая красавица... Не, в Неспящие меня не возьмут. У них отбор строгий. Да и красавица им по штату только одна положена, в лице Баронессы. Точно не возьмут. А потом догонят и еще раз не возьмут. Обидно. Хотя чего обидно-то, зря я класс менял на сольный, что ли? Вот и буду один бегать. Но прежде чем я буду по Вальдире куда-то там бегать, мне предстоит преодолеть заградотряд в лице отца. А это задачка не такая простая, как кажется.
Вообще по-хорошему мне надо с ним как-то договариваться, потому как мой досуг в Вальдире ему всерьёз не нравится и недалеко то время, когда он поставит вопрос ребром. И я не знаю, как буду отстаивать свое увлечение. Нет у меня аргументов кроме "я так хочу". А такой аргумент в споре двух взрослых людей не годится... Ладно, это все дела будущего, а пока ограничусь тактикой мультяшного страуса - голову в песок и изо всех сил надеяться, что его не забетонировали.
Доехать до своей остановки сегодня получилось на удивление быстро. То ли водитель маршрутки оказался бывшим гонщиком, то ли просто повезло проскочить в мёртвый час, когда все люди на работе, а их машины запаркованы рядом с ней. А от остановки до дома уже ходу пять минут быстрым шагом.
Открыв дверь своим ключом, я на цыпочках прокрался в прихожую и прислушался. В доме царила мертвая тишина, только на кухне бренчала кастрюлями и что-то напевала себе под нос мама. Сестрёнки, понятно, нету еще, эта егоза с шилом в одном месте раньше четырех часов домой не приходит. А вот отец должен быть дома, у него сегодня вроде выходной. Осторожно пройдя по коридору и заглянув в гостиную, я убедился, что отца дома тоже нет, выходные он обычно перед телевизором проводит. Странно. Уже не таясь, я прошел по коридору в обратную сторону и заглянул на кухню.
- Привет, мам, - сказал я, целуя мать в щеку. - А где все?
- Привет, Славёнок, - улыбнулась в ответ мама. - Ты сегодня рано, нет дома никого. Лизка еще из школы не пришла, а отца внезапно вызвали на работу, - эти слова она выделила саркастическим тоном. - Ну то есть пиво пить пошёл с друзьями.
- Работа обещает быть продуктивной, - хмыкнул я.
- Да ладно тебе. Ты же знаешь, он много не пьет, просто в компании посидит, поболтает. Что тут плохого?
Вот такая вот у меня мама. Всегда всех защищает, оберегает и терпеть не может, когда дома кто-то начинает разговаривать на повышенных тонах. Наверное, я и вредное мелкое существо по имени Елизавета ещё не разругались всерьёз только мамиными стараниями, да и отца она часто струнит, когда в нём просыпается воспитательная жилка. Хорошая у меня мама.
- Плохого? Ничего. Я ведь не говорил, что это плохо, - улыбнулся я. - Зато придёт он сегодня в хорошем настроении. Ладно, мам, я пока наверху буду, если что - зови.
- А есть какой-то смысл тебя звать? - скептически спросила она. - Всё равно ведь из этого твоего яйца с проводами не услышишь ничего.
Я скорчил напоследок покаянно-извиняющуюся гримасу и вихрем взлетел по лестнице на второй этаж, в свою комнату. В топку универ и домашние проблемы, меня ждет Вальдира!
...А радуга сегодня почему-то крутилась в обратную сторону.
Погода в Вальдире была лучше, чем в реале. Солнце яркими лучами пробивалась сквозь кроны деревьев, дул легкий прохладный ветерок и вообще сюда хотелось не играть заходить на несколько часов, а жить здесь постоянно. Опасная мысль, но попытка ее отогнать и забыть была бы лицемерием.
Выйдя из избушки, в которой провела ночь и половину дня моя игровая кукла, я огляделся вокруг и приступил к инвентаризации. Класс - жрец Ратри. Уровень - 44. Навыки - метаморфизм, скрытность, меткость, жреческая магия. Рук - две. Ног - две. Голова... Что-то меня понесло. Это уж точно никуда не денется. Я вывесил перед глазами окно характеристик персонажа и убедился, что с последней проверки ничего не изменилось.
Сила - 15
Выносливость - 28
Ловкость - 41
Мудрость - 22
Интеллект - 20
На первый взгляд распределение характеристик типично нубское, по принципу "хочу всё и сразу". Но с моим следопытом иначе было просто нельзя. Ловкость - основная характеристика для стрельбы из лука, мудрость по какой-то блажи разработчиков требуется для некоторых вкусных способностей, интеллект - для заклинаний природной магии. Другими школами я овладеть не мог, да и природные заклы мог поднять не выше второго ранга, но подспорье все равно неплохое. С выносливостью все ясно, её в минус загонять никому не рекомендуется, а силу я немного поднял просто чтобы не наводила на мысли о дистрофии. В ПВП меня с таким раскачем порвал бы в куски любой физовик, сумевший подобраться на расстояние ближнего боя, но я персонажа на ПВП и не затачивал. Моей целью с самого начала были клановые рейды в данжи, где всегда есть танки, способные держать мобов на себе, а от РДД нужен только урон и разведка иногда. Что же касается раскачки соло, то мобов в большинстве случаев несложно утыкать стрелами издалека, а от игроков-агров спасает мой любимый навык маскировки. У меня были смутные подозрения, что на уровнях под сотый такой подход наказуем, но я еще ни разу не забирался так высоко, а гайды не читал принципиально. Учиться на чужих шишках легко и комфортно, но до чего неинтересно!
Теперь же... Подозреваю, жрецу те статы, на которые у меня сделан упор, нужны как собаке монтировка. А если учесть зачаточное состояние Метаморфизма и Жреческой магии, в локациях моего уровня мне пока делать нечего. Сожрут в момент, и хорошо, если успею напоследок в гриб превратиться, чтоб отравились. Развитый... относительно развитый навык работы с луком тут мне ни разу не поможет, потому что без Лёгкого Шага и бафов на скорость я просто не успею отбежать от некоторых особо резких мобов на расстояние стрельбы. Вывод? Головой думать надо было, прежде чем тыкать в завлекательную надпись "Да". Хотя нет, это не вывод, это рефлексия. А вывод - шагом марш в нубские локации устраивать геноцид птичкам, белкам, насекомым и прочим зверькам, причем преимущественно с использованием жреческой магии и в облике зайца. Хищный заяц - гроза насекомых.
Придя к такому неутешительному выводу, я уже почти собрался убрать с глаз интерфейс и свистнуть Полкана, но вовремя заметил одну деталь. В углу рядом с иконкой чата появилась еще одна иконка, которой раньше там не было. Я ткнул в нее, и передо мной развернулась окно, по центру которого красовалась гордая надпись:
Здесь пока ничего нет
Да что вы говорите? Ну, спасибо за информацию... А что там должно быть?
Вдруг я услышал мягкие звуки музыки, в которых с удивлением опознал адажио Альбинони, а перед моими глазами с неба мягко опустился светловолосый ангел. Натуральный ангел, с крыльями, нимбом, сандалиями и прочими атрибутами. Бессмертный! За полгода в игре я ни разу еще не видел представителей администрации вживую, только на видео и скриншотах. Надо сказать, впечатление они производить умеют.
- Игрок Славопупел, - произнёс ангел.
Помните, я вам говорил, что у меня были проблемы с выбором ника? Вот они, эти проблемы, в полный рост. Удивительно, как ещё ангел смог произнести мое игровое имя с серьёзным лицом. У меня самого этот фокус ни разу не получился.
- Прошу прощения за отнятие вашего игрового времени. Вы не возражаете против короткого разговора? - продолжал тем временем Бес.
- А... Да... То есть нет... В смысле я вас внимательно слушаю, - взял себя в руки я.
- Недавно вы поменяли класс персонажа... Что вы думаете о своем новом классе?
- Что думаю?.. - я попытался собрать напуганные пришествием ангела мысли в кучку. - Если честно, я о нем ещё ничего не думаю. Информации мало. Из отсутствия каких-либо сведений о нём на игровом форуме и в гайдах я сделал вывод, что это новый класс, который недавно введен в игру. Я не знаю, в силу какой случайности он достался мне, и решил просто попробовать его развить.
Во как завернул. Есть у меня такое полезное качество - в моменты стресса иногда начинаю чесать как по писаному. На экзаменах очень помогает.
Ангел, похоже, оценил закрученную мной сентенцию. Он облегчённо вздохнул и пробормотал себе под нос что-то вроде: "Ну, должно же было хоть раз повезти..."
- Вы почти не ошиблись. На самом деле класс жреца Ратри в игру еще не введён и для широких масс недоступен. Видите ли... - тут Бес на мгновение задумался, будто подбирая слова. - Игроки давно требовали от нас какого-то необычного класса. Интересного. Требующего нестандартного подхода. Разумеется, мы прислушались к их просьбам, и такой класс был создан. Фактически, написание линейки квестов к нему закончилось позавчера. Теперь класс нужно тестировать.
- Бета-тест, - понимающе кивнул я.
- Именно, - согласился игровой ангел. - Проверка класса в игре и исправление найденных ошибок или просто деталей, приводящих к дисбалансу. Мы решили разыграть нечто вроде лотереи - на пять часов по всей Вальдире были открыты сляпанные на скорую руку локации, единственным предназначением которых было предложить смену класса попавшим в них игрокам. К слову, от смены класса не отказался почти никто.
В этом месте на моем лице, должно быть, появилось озадаченное выражение, потому что Бес прервал свою речь и спросил:
- Вам что-то кажется странным?
- Не то чтобы... Просто... Почему вы решили случайным образом подобрать участников бета-теста? Мне всегда казалось, что для такого дела нужны игроки... Как бы... Ну... - я замялся. - Использующие голову по основному назначению. А при случайном отборе нет никакой гарантии, что вам попадутся именно такие.
- Тестированием класса будут заниматься и специально отобранные игроки тоже, без сомнения. Но иногда человек, который, как вы удачно выразились, не использует голову по основному назначению, может обнаружить критическую ошибку там, где опытному и знающему игроку просто не придёт в голову ее искать. В силу профессионализма. Замыленный глаз, если вы понимаете, о чём я.
- Понимаю. Так я теперь буду участвовать в бета-тесте?
- Если захотите. Я уполномочен предложить вам выбор. Если вы откажетесь от участия, вам будет возвращён класс следопыта и все потерянные навыки. Если вы согласитесь, характеристики вашего персонажа будут обнулены, вещи удалены, а уровень сброшен до первого.
Вопрос едва не выскочил из моего рта сам собой, но ангел вскинул ладонь, прерывая меня.
- Я понимаю, что вам предлагается похоронить результат долгой игры, за который к тому же уплачено немало денег. В виде компенсации в течение бета-теста, который займет никак не меньше года, всё ваше игровое время будет оплачиваться администрацией. К тому же, по окончании теста вы сможете оставить себе получившегося персонажа и играть им дальше. Мне кажется, человек, использующий голову по основному назначению, - Бесу явно понравилась эта фраза. - Без труда найдет способ получить выгоду с высокоуровневого персонажа нового класса при условии, что почти все игроки с ним будут вынуждены начинать со второго-третьего уровня. Ну и, в-третьих, если во время теста будут выявлены какие-нибудь детали, позволяющие игроку получить мелкое, не очень значительное преимущество - мы уберем их из финальной версии класса, но оставим доступными для тестеров.
Вот тут я завис. Надолго.
- У меня есть время подумать?
- Конечно. Вас никто не торопит. Как только придёте к какому-нибудь решению, откройте то новое окно, которое вы недавно заметили, и я приду. Прошу прощения за то, что отнял у вас время, - закончил он почти ритуальной фразой и вознёсся ввысь, на этот раз без музыки.
Брать или не брать? Быть или не быть? Пить или не пить? Ууууууу, всё, стоп-стоп-стоп, надо успокоиться и очистить голову.
Я сел под деревом, опёрся на него спиной, закрыл глаза и сделал пару глубоких вдохов. Так. Вот передо мной стоят, например, весы. Красивые такие позолоченные весы, идеально уравновешенные. На правую чашечку опускается мой Славопупел-следопыт 44-го уровня, заточенный на групповую игру и являющийся членом клана Бухие Ночиас. Следопыт, которым я играю уже почти полгода, в которого вжился и к которому привык. Правая чашечка весов грюкнулась об землю. На левую чашечку весов мы опускаем гирьку номер раз - перспективу стать одним из топовых игроков в определённом классе. Весы даже не дёрнулись. Гирька номер два - возможные лазейки и задние ходы, облегчающие игру. Весы по-прежнему не шевелились. Гирька номер три - бесплатная подписка на год вперёд. Левая чашечка поползла вниз, но всё равно не перевесила. А больше мне на весы класть нечего. Так, стоп, а это что за гирька?
"...требовали от нас какого-то нового класса. Необычного. Требующего нестандартного подхода..."
Нестандартный подход. Необычный класс. Левая чашечка весов ударилась в землю, перевесив правую едва ли не в несколько раз. В кого я такой кретин, а?..
Вызывал игровой интерфейс и открывал странное окошко я в каком-то ступоре. И когда Бессмертный повторно спустился с небес, выражение моего лица, похоже, слегка его обеспокоило.
- Вы... решили? - с лёгкой запинкой спросил он.
- Решил, - кивнул я. - Я согласен участвовать в бета-тесте.
Ангел кивнул.
- Хорошо. Тогда, прежде чем будут сброшены характеристики вашего персонажа, кое-какие инструкции. Первое - на время нахождения в Яслях ваши классовые навыки и способности, то есть Метаморфизм, Жреческая магия и умение превращаться, будут заблокированы. Второе - список всех изменений, которые программисты будут вносить в класс "на лету", будет отображен в том самом новом окне, обращением к которому вы меня вызывали. Заглядывайте туда почаще, чтобы не пропустить чего-нибудь важного. Третье - если вы во время игры обнаружите в характеристиках и способностях персонажа какую-то деталь, серьёзно осложняющую или, наоборот, облегчающую игровой процесс, сообщите о ней администрации. Кнопка вызова есть в том же самом окне, просьба только не использовать её без причины. Какие-то вопросы?
Я помотал головой. Всё логично.
- И последнее. Мы... Не хотели бы афишировать появление нового класса до его официального ввода в игру, и поэтому... - Бес замялся.
У меня невольно отвисла челюсть.
- А что мне на вопросы игроков про метаморфизм тогда отвечать? Или вы предлагаете играть, вообще не контактируя с другими?
- Нет-нет, контакты с другими игроками разрешены, конечно же. Вам нельзя лишь вступать в какой-либо клан, к тому же в любой из форм метаморфа у вас над головой не будет отображаться ник, а при игре в группе ваши способности к превращению будут вовсе заблокированы. В остальном ваш персонаж полностью сойдет за жреца любого бога с урезанными боевыми характеристиками. Учитывайте это, если будете вступать в группы с другими игроками. Разумеется, это всё лишь предосторожности против случайного раскрытия нового класса, при желании вы легко сможете их обойти и прокричать о нём на всю Вальдиру. Так вот, мы настоятельно просим вас этого не делать.
В чужой форме над моей головой не будет игрового ника, да? Разрабы, а вы уверены?.. На моё лицо сама собой выползла хищная улыбка. Да с такой возможностью поразвлечься я не буду рекламировать класс даже за деньги!
- Ладно, - произнёс я. - Я всё понял и демаскировать новый класс не буду.
- Хорошо. Тогда приготовьтесь, сейчас вы окажетесь в Яслях и с первым уровнем, - ангел вывел перед собой какую-то таблицу и принялся костяной палочкой в ней что-то менять. Забавная стилизация.
- Постойте! - вдруг воскликнул я.
- Что-то ещё?
- Почему... гриб?
Бес скривился, словно только что прожевал что-то очень кислое и к тому же несвежее. Забавно видеть такое выражение на лице ангела. Повисла тишина.
- Главный разработчик этого класса имеет... Несколько нестандартное чувство юмора, - сказал он в конце концов.
Нестандартное чувство юмора? Судя по выражению лица Беса, не я один пострадал от проявлений этого самого чувства. Надеюсь, не в нём одном заключена вся "необычность" класса...
- Сейчас вы будете перенесены в Ясли.
Что-то вспыхнуло прямо передо мной, и я оказался у портала входа в игру. Места, откуда начинали все игроки Вальдиры.
Ну здравствуйте, Ясли, давно не виделись...