Остров Гангрис?
Там то может и более чем безопасно, но вести людей и детей к морю, а потом при помощи единственного корабля перевозить - это уже страшно.
А я и не продлагаю туда лезть наобум толпой женщин и детей.
Потому что эта опрерация даже в самом простом случае будет проводиться в несколько приемов.
Итак, приблизительный план ре-колонизации острова Гангрис.
1) Отбиться от текущих "гостей", сохранив личный состав.
2) С наступленением весны собрать побольше цветка Рамены и собрать небольшую группу из (как минимум) одного монаха, нескольких пиратов(сколько нужно для управления судном), и "строительную комиссию".
3) Отправляем их расконсервировать корабль, починить его(при необходимости), и отплыть к острову.
4) На острове начинаем с захоронения останков (в идеале - если отец Флатис будет в воставе экспедиции, не прийдется тратить топливо, но можно обойтись и без него) и освящения замка-на-острове.
Далее "строительная комиссия" оценивает состояние инфраструктуры и обьем работ по приведению её в работоспособное состояние. В первую очередь интересуют источники пресной воды(если колодцы - то они наверняка давным-давно обрушились, если где-то была система насосов, то она наверняка сгнила, и т.д.), состояние огородов(и количество пригодной к возделыванию земли и необходимость полива), наличие/отсутствие виноградников и фруктовых садов, состояние жилых помещений. Во вторую очередь - состояние укреплений и оценка количества работ по их восстановлению.(это не приоритетно, так как скорее всего размер крепости таков, что у нас в любом случае не будет достаточно людей для обороны стен.)
Одновременно с этим наши "морпехи" на судне плавают по окрестной акватории, смотрят чего есть, ловят рыбу, оценивают количество и качество улова. В теории, там двести лет никто не рыбачил, и рыбы должно быть просто валом, настолько что ей можно будет удобрять огороды и кормить кур.
Также нас интересуют сьедобне водоросли(хотя бы для кормления скота), жемчуг, и т.д.
5) В идеале подать весточку прямо с острова, вестником или голубиной почтой. Но если нет - собираемся обратно, и посылаем гонца.
6) Гонец прибывает в крепость, и мы изготавливаем то, чего недостает для приведения острова в жилой вид, и собираем уже "строительную экспедицию", и плывем все чинить.
7) И только теперь можно группами переселять туда людей, перевозить имущество, живность(тех же кур и свиней).
В принципе, план можно сократить, так как приблизительное состояние острова Гг уже знает, и можно привести его в жилой вид в один заход.
Также, можно одновременно с этим послать купца в Империю, и докупить там пару быстрых рыбацких корабликов, рыболовных снастей, навигационных приборов и всего прочего. Попробовать выйти на контрабандистов, которые могли бы взять на себя риски по прохождению патрулиуемой флотом водной "границы". В теории, наши братцы-монахи - весьма опытные спецслужбисты, и можно собрать небольшую сводную группу из парочки монахов и нескольких моряков(которые будут потом вести судна до места назначения.) Также, если Гг будет задействован в деле, можно "магоукрепить" сам корабль, рыболовные снасти, такелаж, и т.д.
Но пока что это все дает нам только возможность выпихнуть некоторое количество голодных ртов-некомбатантов из основной Крепости, и наладить более-менее нормальную торговлю(от имени кого-то другого, через контрабандистов на нейтральной территории, как угодно) по воде.
Какие ещё бенефиты дает заселение острова - надо подумать.
Это зависит от размеров острова, размера и конфигурации крепости на нем, удаленности от берега и маршрутов до других поселений, климата, состояния акватории...
Эх, как жаль что погиб водный маг. Он бы тут был просто сказачной поддержкой.
Основное слабое место плана - это то, что если к нам приплывут по морю враги на нормальных боевых кораблях и со стихийными магми - нам защитить остров будет особо и нечем.
А так как пока совершенно непонятно что происходит в Империи, то такая ситуация вполне даже не исключена.