Позвольте рассказать своё мнение, как разработчика, который думает что что-то об этом деле знает.
ИИ, описанный в книгах о Вальдире, на данный момент не существует, и мне даже представить сложно, сколько нужно сил на подобное творение. Модные нейросети, которые могут менять лицо на фотографии или отделять в песнях вокал от музыки - это лишь один небольшой шаг из множества на пути к настоящему ИИ (если он вообще будет создан), и даже этот шажок даётся непросто. Происходящее в книге - однозначно будущее, год эдак 2080-й, а может и позже 2100-го, это я говорю про ИИ. А вот "гробы" для виртуальной реальности с полным погружением может быть и пораньше появятся.
Поэтому сразу можно сделать вывод, что все попытки объяснить логику работы ИИ при нашем уровне развития этих технологий просто невозможно - всё равно, что лет 200 назад у кого-нибудь спросили бы: "может ли бензиновый ДВС поджечь смесь без искры зажигания?", при том что сам по ДВС для человека из 1820 года будет выглядеть как "железная штука, которая сжигает горючую жидкостей и вращает какой-то вал. (спойлер: да, Мазда сделала подобный ДВС). Соответственно, не понимая, как работает игра вроде Вальдиры, обсуждать возможность потери контроля над ней просто бессмысленно.
Но если всё же судить о мире Вальдиры как об игре по нынешним меркам, то могу сказать, что ситуация, когда у администрации связаны руки и они не могут разобраться с игровым персонажем или не знают о его настоящих мотивах - всё же маловероятна. Хотя бы потому что при разработке такой инструмент будет нужен постоянно. Сейчас почти в любой игре есть "чит-коды", которые дают бессмертие, возможность летать и прочее - изначально они были придуманы именно для того чтобы упростить разработчикам процесс отладки игры. Разработчики включают "режим бога", и, не отвлекаясь на монстров, могут протестировать какие-то локации.
Ситуация, описанная автором (Жизнеслав слишком глубоко проник в игру, и его теперь нельзя просто удалить), тоже выглядит слабовато, точнее выводы о том что теперь от персонажа не избавиться. То, что игра может серьёзно "взбрыкнуть" при внезапном удалении важного элемента - верно. То, что Жизнеслав понял что он ИИ, и может дотянуться до игрока в реале - тоже вероятно. А вот в то, что создатели игры не предусмотрели подобного, и теперь даже при желании не могут избавиться от Жизнеслава - не верю. Всё-таки "чит-коды" и "бэкдоры" будут обязательно, и права и возможности бесов будут всегда выше чьих-либо прав и возможностей, будь то боги или стражи. Ну вот в любом хоть немного серьёзном приложении есть иерархическая структура, и админы всегда стоят на самом верху.
PS: а вообще, по-моему, в Вальдире слабовато прописана администрация. Поход к Зааргарду запустил столько механизмов и ивентов, и принёс столько выгоды для администрации, что с их стороны было ОЧЕНЬ странно позволить заклинанию для навигатора потеряться в Яслях, ведь если бы не Рос, оно бы так и продолжало лежать там на дне, недоступное для игроков. Да и потом были моменты, когда я был уверен, что вмешается администрация, но этого не было. Например, заклинание с осами, которое убило водителя голема (вроде бы) с первой попытки, и которое в книге прямым текстом назвали читом и ГГ собирался сдать этот чит админам, но никакого развития этот момент не получил. Выглядит как ружьё, которое должно выстрелить, но ведь прошло уже много времени, и другие игроки уже наверняка столкнулись с этом читом. Не получится ли, что порох у ружья отсыреет и оно не выстрелит?